Чи можна в Україні розташувати базу НАТО без внесення змін до статті 17 Конституції України?

Статтею 17 Конституції України передбачено, що на території України не допускається розташування іноземних військових баз.
Зважаючи на це положення і у разі приєднання України до НАТО, чи можна було б розташувати військову базу Альянсу на території України?

Майже тотожне питання постало перед Конституційним Судом Болгарії, відповідь на яке він надав у рішенні від 04.02.2003 року. Пунктом 11 частини першої статті 84 Конституції Болгарії передбачено, що перебування на території Болгарії іноземних військ і їх проходження через неї можливе лише за згоди Народних зборів Болгарії (парламент). Надаючи інтерпретацію цьому положенню в контексті його застосування до військових сил НАТО Конституційний Суд зазначає:

"Современные внешнеполитические приоритеты нашей страны приводят к ее включению через международные договоры в международные организации военно-политического характера, а также в иные формы союзнических отношений, в силу которых возникают взаимные обязательства по военной помощи, военной защите и военному сотрудничеству. Актом ратификации Национальное собрание утверждает эти договоры в соответствии с нашим национальным законодательством; связывает состояние с их содержанием. Международные договоры после обнародования и вступления в силу становятся частью внутреннего права страны в силу ст. 5, абз. 4 Конституции и имеют приоритет перед противоречащими им нормами отечественного законодательства.  

<…….>

Во исполнение союзнических обязательств, вытекающих из ратифицированного, обнародованного и вступившего в силу для Республики Болгарии международного договора политического или военного характера, возможен проход или пребывание на территории Болгарии войск военного или политического союза государства-члена, союзного государства. Соблюдение международных договоров исключает угрозу нарушения этими войсками или угрозу конституционным ценностям, охраняемым разрешением на их проход, данным Национальным собранием, а именно суверенитету, безопасности, независимости и территориальной целостности страны.

Кроме того, проходящие войска не могут считаться «иностранными войсками» по смыслу п.11 ст.84 Конституции поскольку они не содержат признаков «иностранных войск», определенных в Пояснительном решении № 6 от 1994 г. Конституционного суда. По международному договору преследуются общие политические или военные цели; проводятся совместные действия по коллективной обороне и поддержанию мира; К личному составу войск относятся воинские части армии иностранного государства/государств с соответствующей военной техникой и военным имуществом, которые становятся частью более крупной общей организационной структуры под общим военным управлением, соотв. под командованием одного из государств-членов военно-политического союза, но под эгидой союза или союзнического договора.

<…….>

Следовательно, войска политического или военного союза, государств-членов этого союза или союзных государств по ратифицированному, обнародованному и вступившему в силу для Республики Болгарии международному договору политического и военного характера не являются иностранными войсками по смыслу п.11 ст. 84 Конституции, если их проезд или нахождение на территории страны связаны с выполнением союзнических обязательств.

<…….>

Когда в международном договоре приняты союзнические обязательства по коллективной обороне и участию в миротворческих операциях, их добросовестное выполнение государством является обязательным. Принцип Pacta sunt servanda является одним из важнейших императивных принципов современного международного права. Проход или пребывание союзных войск на территории нашей страны, вытекающее из установившихся союзнических отношений, осуществляется во исполнение международного договора. Разрешение на проход по п.11 ст. 84 Конституции для каждого отдельного случая является излишним, поскольку обязательства по международному договору имеют приоритет над решением Национального собрания.

<…….>

Руководствуясь изложенными соображениями Конституционный Суд решил:

1. Войска политического или военного союза, государств-членов этого союза или союзных государств по международному договору политического или военного характера, ратифицированному, обнародованному и вступившему в силу для Республики Болгарии, не являются иностранными войсками по смыслу пункта 11 статьи 84 Конституции, если их проезд или пребывание на территории страны связаны с выполнением союзнических обязательств.

2. Решение Национального собрания по п.11 ст. 84 Конституции не является необходимым для использования болгарских вооруженных сил за пределами страны, а также для пребывания союзных войск на территории страны или их прохода через нее, когда это делается во исполнение союзнических обязательств ратифицированного, обнародованного и вступившего в силу для Республики Болгарии международного договора политического или военного характера.

3. Решение НС по каждому конкретному случаю в соответствии с положениями п.11 ст. 84 Конституции не требуется, если отдельный закон исчерпывающе определяет цели, порядок и условия выполнения Болгарией обязательств, взятых на себя ратифицированным, обнародованным и вступившим в силу для Республики Болгарии международным военно-политическим договором, предусматривающим отправку болгарских вооруженных сил за границу, а также проход и пребывание союзных войск на ее территории."

Читайте також
0 коментарiв
Для того, щоб залишати коментарi, необхiдно увiйти в профiль