Чи може щодо Президента бути відкрита кримінальна справа? (порівняння практики конституційних судів Болгарії і України)

Рішення Конституційного Суду Болгарії від 30.07.2020 року

Согласно положению статьи 103, пункт 1 Конституции, «Президент и Вице-президент не несут ответственности за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, за исключением «государственной измены» и «нарушения Конституции». 
<….>
По сути, положение ст. 103, пункт 4 Конституции регулирует уголовную неприкосновенность президента и вице-президента. Конституция представляет собой единый целостный правовой инструмент - совокупность норм, ни одна из которых не может быть истолкована без связи и соотнесения с другими, вне контекста закрепленных в ней принципов и ценностей, и вообще - вне духа и смысла Конституции. В связи с толкованием выражения «уголовное преследование не может быть возбуждено», используемого в указанном конституционном тексте, особого внимания заслуживает положение пункта 3 статьи 127 Конституции, согласно которому прокуратура осуществляет контроль за соблюдением законности путем привлечения к ответственности лиц, совершивших преступления, и поддержания обвинения по уголовным делам общего характера.

По другим вопросам толкования, касающимся смысла той же нормы, Конституционный суд постановил, что «уголовное преследование по смыслу указанного текста представляет собой обвинение в совершении конкретного преступления в судебном порядке» (Решение № 14/1999) . Толкованный текст ст. 103, абз. 4 Конституции используется иное понятие, чем в ст. 127, п. 3, а именно - "уголовное преследование не может быть возбуждено". Каждое слово в Конституции имеет свою неотъемлемую силу и значение, а поскольку конституционный законодатель в Основном законе оперирует двумя разными понятиями в связи с уголовным судопроизводством, то оно, очевидно, имеет в них разное значение.

В рамках производства по уголовному делу о преступлении общего характера, привлечении к уголовной ответственности по смыслу ст. 127, п. 3 Конституции (предъявление обвинения в суде) предшествуют другие процессуальные действия. Это действия, которые осуществляются в досудебной стадии уголовного судопроизводства и необходимы для выяснения и решения   вопроса о предъявлении обвинения в суде - возбуждение уголовного дела, совершение следственных действий и предъявление предварительного обвинения в ходе расследования.

В правовой доктрине и практике принято понимание, что последним из указанных действий является заявление, сформулированное органом досудебного производства в отношении конкретного лица о том, что оно совершило конкретное преступление. Невозможно осуществлять уголовное преследование без заранее сформулированного обвинительного акта в ходе расследования, подготовки и представления в суд обвинительного акта по данному преступлению в отношении данного лица. Непосредственной задачей обвинения на досудебной стадии является направление уголовного производства в отношении конкретного лица, после чего и возникает фигура обвиняемого. 
<….>

Понимаемое таким образом рассматриваемое здесь конституционное выражение дает основание предполагать, что смысл положения ст. 103, ч. 4 Конституции «уголовное преследование Президента и Вице-президента не может быть возбуждено» означает, что они не могут привлекаться в качестве обвиняемых без снятия их неприкосновенности.
<….>
Для того чтобы появилась фигура обвиняемого, необходимо собрать доказательства того, что это лицо участвовало в совершении преступления. Официальное уведомление лица компетентным органом о том, что оно совершило преступление, может быть осуществлено как конкретным письменным актом о привлечении его в качестве обвиняемого в   соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, так и путем совершения в отношении него следственного действия. Во втором случае предпринимаемые действия хотя и не направлены непосредственно на официальное уведомление лица о привлечении его к уголовной ответственности, могут неявно содержать обвинение в совершении преступления и влиять на правовой статус лица. Такими будут все процессуальные действия, непосредственно затрагивающие права и свободы президента. Независимо от того, какой путь следственный орган изберет для привлечения лица в качестве обвиняемого, с момента принятия в отношении него мер уголовное преследование считается начатым. Уголовная неприкосновенность лиц, пользующихся иммунитетом, представляет собой защиту, предоставляемую им Конституцией и законами страны и являющуюся правовым препятствием для предъявления им обвинения в совершенном ими преступлении. Следовательно, пока лицо занимает высшую государственную должность президента или вице-президента, против него не может быть возбуждено уголовное преследование, т.е. не могут совершаться следственные действия, которое формально или косвенно содержит в себе подозрение в совершении ими преступления.

В то же время конституционно установленная функция прокуратуры по ст. 127, пункт 1 и пункт 2 Конституции о проведении и проведении расследования в целях раскрытия преступления не может быть затруднена защитой, которую предоставляет лицу иммунитет. …..
Таким образом, Конституционный Суд постановил, что выражение «уголовное преследование не может быть возбуждено» не является препятствием для производства всех следственных действий в досудебном производстве, если они по своему характеру не представляют собой прямо или косвенно обвинение президента или вице-президента. Таким образом, следственные органы не лишены возможности собирать и сохранять доказательства, а также привлекать в качестве подсудимых, в отношении которых нет конституционного или законодательного запрета на привлечение к уголовной ответственности. Единственным запретом, который ограничивает следственные органы, является осуществление таких действий, которые непосредственно затрагивают личные права и свободы президента или вице-президента, независимо от того, требуют ли они их участия. 
<….>

На основании вышеизложенного Конституционный Суд считает, что в отношении вопросов толкования, поднятых в запросе, можно сделать следующие выводы:

Все действия, которые можно отнести к сфере толкования конституционных понятий «Измена родине» и «нарушение Конституции» в статье 103, пункт 1 Основного закона, являются действиями, совершенными Президентом при исполнении им своих функций. Действия, совершенные в течение срока полномочий, но «внешние» по отношению к конституционно возложенным на Президента функциям, и действия, совершенные им до занятия им высшей государственной должности, остаются за их пределами.
Конституционный законодатель использует термин «измена» чтобы подчеркнуть направленность действий президента против государства независимо от того, затрагивают ли они его внутреннюю или внешнюю безопасность. Термин «измена» охватывает только преступления против Республики. «Нарушение Конституции» может быть совершено президентом как поведением, разрушающим основы государства и не носящим преступный характер, так и учредительскими актами.

Деятельность органа досудебного производства, посредством которой предъявляется обвинение конкретному лицу в совершенном им конкретном преступлении, является «возбуждением уголовного преследования». В отношении Президента не могут быть предприняты никакие следственные действия,   которые в любой форме содержат утверждения о совершенном им преступлении или затрагивают его личную сферу в период его пребывания в должности. В ходе внепроцессуальных действий не могут быть нарушены личная свобода и неприкосновенность Президента.
<….>

По указанным причинам и на основании ст. 149, абз. 1, пункт 1 Конституции, Конституционный Суд решил:
….

4. По четвертому вопросу толкования   -   ограничивается ли выражение "уголовное преследование не может быть возбуждено" в пункте 4 статьи 103 Конституции действиями процессуального характера?
Возбуждение уголовного дела – это деятельность органов досудебного производства по формулированию обвинения в отношении конкретного лица в совершении им конкретного преступления.
Выражение «уголовное преследование не может быть возбуждено», использованное в ст. 103, абз. 4 Конституции означает, что в отношении Президента и Вице-президента не могут быть совершены никакие действия процессуального или внепроцессуального характера, которые могут повлечь за собой реализацию уголовной ответственности и непосредственно затрагивают их личные права и свободы.

5. По пятому вопросу толкования - Включает ли выражение «уголовное преследование не может быть возбуждено», используемое в пункте 4 статьи 103 Конституции, запрет на возбуждение уголовного дела при наличии признаков возможной преступной деятельности президента и вице-президента?
При обнаружении данных о преступной деятельности Президента или Вице-президента запрет на возбуждение уголовного преследования не препятствует возбуждению уголовного дела.

6. По шестому вопросу толкования -   Означает ли выражение «уголовное преследование не может быть возбуждено», используемое в пункте 4 статьи 103 Конституции, запрет на совершение действий процессуального характера в уже возбужденном уголовном производстве, если есть доказательства преступной деятельности президента или вице-президента?
В уже возбужденных уголовных делах неприкосновенность Президента и Вице-президента исключает совершение таких процессуальных действий, которые направлены против них и непосредственно затрагивают их личные права и свободы.

 

Рішення Конституційного Суду України від 10.12.2003 року
 

Конституційний Суд України сформулював раніше позицію щодо проблеми депутатської недоторканності як важливої конституційної гарантії безперешкодного та ефективного здійснення своїх функцій народним депутатом України, який без згоди Верховної Ради України не може бути притягнений до  кримінальної відповідальності, затриманий чи заарештований (Рішення у справі про депутатську недоторканність від 27 жовтня 1999 року N 9-рп/99). Тобто депутатська недоторканність має певні обмеження, а право недоторканності Президента України не може  бути  скасоване, призупинене або обмежене шляхом порушення проти нього кримінальної справи і переслідування у порядку кримінального судочинства. 

<...>

Встановлена Конституцією України процедура імпічменту є єдиним способом притягнення Президента України до конституційної відповідальності і за своєю правовою природою не аналогічна  обвинуваченню  особи  відповідно до норм Кримінально-процесуального кодексу України. Тому немає підстав вважати  досудовим  слідством проведення  розслідування  тимчасовою  слідчою  комісією, яка створюється парламентом. У разі порушення кримінальної справи проти  глави  держави  на  нього  поширювалася б юрисдикція уповноважених органів протягом усього періоду досудового слідства та  розгляду  справи  в  судах, що позбавило б його права недоторканності та можливості належним чином виконувати покладені на нього конституційні повноваження

Отже, імпічмент у системі конституційних інститутів за своєю правовою природою є позасудовим конституційним процесом,  за змістом якого парламент у разі вчинення злочину Президентом України може достроково припинити його повноваження, усунувши з поста. 

Виходячи з  наведеного  аналізу  питань,  порушених  у конституційному поданні,  та  керуючись  статтями  147,  150 Конституції України, статтями 61, 63, 65, 95 Закону України "Про Конституційний  Суд  України", Конституційний Суд України вирішив:

1. В аспекті конституційного подання: 

1.1. Положення частини першої статті 105 Конституції України треба розуміти так, що Президент України на час виконання повноважень не несе кримінальної відповідальності, проти нього не може бути порушена кримінальна справа. 

1.2. Положення частини першої статті 111 Конституції України треба розуміти так, що конституційна процедура розслідування і розгляду справи про усунення Президента України з поста в порядку імпічменту здійснюється без порушення проти нього кримінальної справи.

 

Читайте також
0 коментарiв
Для того, щоб залишати коментарi, необхiдно увiйти в профiль